Медальоны Северного речного вокзала (часть первая)

Обновлено: 3 янв. 2021 г.

Внимание всех посетителей Северного речного вокзала привлекают керамические медальоны, расписанные Натальей Данько. Он стали настоящим украшением здания вокзала. Давайте и мы рассмотрим, что на них изображено.

Тарелка-медальон восточного фасада Северного речного вокзала.
Одна из тарелок-медальонов восточного фасада Северного речного вокзала

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк. Со стороны набережной от главного портала спускается широкая гранитная лестница, формирующая облик этой стороны здания. Со стороны парка центральный трёхарочный вход располагается на уровне земли. Стены портала здания выполнены из полированного диорита, на колоннах центрального входа расположены майоликовые медальоны (тарелки) с различными сюжетами: главные стройки пятилетки (например, Театр Красной армии, Дворец Советов), Московский метрополитен, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и т. д.

Тарелки-медальоны восточного фасада (1970-1980 гг)
Тарелки-медальоны восточного фасада (1970-1980 гг)

Наталья Яковлевна Данько за работой
Наталья Яковлевна Данько за работой

Все 24 фарфоровых барельефа, каждый диаметром около полутора метров были созданы Натальей Яковлевной Данько, но не лично, а группой художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода, как уже известных, так и недавних студентов Ленинградской Академии художеств, под её руководством.

Наталья Яковлевна оказалась разочарованной в опыте использования фарфора в архитектуре на примере станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Потому, получив в 1937 году заказ на изготовление барельефов для Речного вокзала, она не принимала непосредственного участия в их создании, руководя бригадой художников в качестве ведущего скульптора завода. Что никак не умаляет заслуг Натальи Яковлевны в создании этих барельефов. Согласно легендам, сам великий Рубенс тоже не полностью писал свои картины, ему много помогали ученики. Но лишь прикосновение кисти маэстро превращало картины в шедевры.

Что же было изображено на медальонах западного и восточного фасадов здания речного вокзала? Начнем с западного фасада, который встречает речных туристов со стороны Химкинского водохранилища. Они посвящены успехам и победам Страны Советов.

Тарелки-медальоны западного фасада. Компьютерное восстановление С.Троицкого 2006—2008 гг.
Тарелки-медальоны западного фасада. Компьютерное восстановление С.Троицкого 2006—2008 гг.

1. «Танк Т-26». В 30-е годы в СССР были разработаны несколько типов таких танков: Т-35, КВ-5, Т-100, СМК и другие. Здесь же изображен танк Т-26. Точнее двухбашенный пулеметный вариант с характерными передними звездочками.


2. «Металлургический завод». В годы первых пятилеток главными героями среди металлургических комбинатов были Магнитогорский (Магнитка) и Кузнецкий (с 2003 года — Новокузнецкий металлургический комбинат). На медальоне мы видим, вероятнее всего, доменный цех именно Кузнецкого комбината. Помните стихотворение Владимира Маяковского, которое входило в обязательную школьную программу: «Через четыре года здесь будет город-сад»?


3. «Паровоз ИС20». Паровозы серии ИС20 ("Иосиф Сталин") выпускались с 1932 по 1942 года. Всего было выпущено 649 таких паровозов. По тем временам это был самый мощный пассажирский паровоз, брат аналогичного товарного паровоза «Феликс Дзержинский». С установленным обтекателем ИС20 мог разгоняться до невероятных 150 км/ч. Он обслуживал наиболее престижные скоростные экспрессы тех лет.


4. «Дирижабль В-6 ОСОАВИАХИМ». К 1937 году в мире ещё не был сделан однозначный отказ от развития дирижаблестроения в пользу самолётов и Советский Союз делал свои попытки постройки этих аппаратов. Строились они в городе Долгопрудном на трассе канала Москва-Волга. На медальоне изображён пассажирский дирижабль В-6 «ОСОАВИАХИМ», Который совершал регулярные полеты до своей гибели в 1938 году.


5. «Вид на Кремль с Большого Каменного моста». Обратите внимание на два момента.

Первый — огромная арка в набережной на уровне воды. Это устье реки Неглинной, точнее выход коллектора в который Неглинная была заключена в начале XIX века (в 1817—1819 годах).

Второй — флаг над Водовзводной башней Московского Кремля. Дело в том, что до 1937 года на этой башне звезды не было. Первые самоцветные звезды были установлены на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях, которые заменили двуглавых императорских орлов. Рубиновая звезда зажглась на Водовзводной башне только 2 ноября 1937 года.


6. «Дворец Советов». Здание, которое так и не появилось в столице. Дворец Советов должен был стать частью генерального плана реконструкции Москвы тех лет. Автор проекта — архитектор Борис Иофан. Строительство планировалась на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Были подготовлены фундамент, металлические конструкции, но началась война и стройку остановили. Материалы, использованные при строительстве Дворца Советов очень пригодились для изготовления противотанковых ежей. После окончания войны было не до Дворца, надо было восстанавливать страну, лежавшую в руинах. А в 50-е годы от это­го строительства во­об­ще ре­шили от­ка­зать­ся, ос­но­выва­ясь на том, что ста­лин­ский гигантизм в стро­итель­стве пе­рес­тал быть ак­ту­аль­ным.


7. «Стратостат ОСОАВИАХИМ-1». Сейчас сложно понять, но в те годы стратостаты и их отважные пилоты — герои-стратонавты воспринимались людьми как небожители, как значительно позже стали восприниматься космонавты. Многие страны проводили исследования стратосферы и высотных воздушных рек, в том числе и СССР. К 1937 году было построено всего около пяти подобных аппаратов. Правда, судьба их, была незавидна. Например, стратостат "ОСОАВИАХИМ-1". Он совершил первый и одновременно последний полёт зимой 1934 года. В ходе этого полета был поставлен рекорд высоты — 22000 метра над уровнем земли. За рекорд заплатили жизнью все три члена экипажа: командир Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.


8. «Мавзолей Ленина. Авиапарад». В 30-е годы такие воздушные парады были очень популярны. В небе над Кремлем можно различить тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Огромные, с большой бомбовой нагрузкой, очень страшные во время воздушных парадов. На переднем плане виден мавзолей В.И.Ленина, построенный по проекту архитектора А.В.Щусева в 1930 году.


9. «Станция метро "Киевская"». Станция метро «Киевская» нынешней Филевской линии. Московское метро — одна из самых важных и значимых строек той эпохи. К проектированию и строительству относились очень серьёзно и тщательно. Проект Киевской-радиальной (ныне это Филевская линия) был выполнен архитектором Д.Н.Чечулиным. Стоит отметить, что для украшения ониксовых колонн, были изготовлены фарфоровые капители. Использование фарфоровых капителей для украшения было предложено Д.Н.Чечулину Натальей Данько.