Медальоны Северного речного вокзала (часть первая)

Обновлено: 3 янв. 2021 г.

Внимание всех посетителей Северного речного вокзала привлекают керамические медальоны, расписанные Натальей Данько. Он стали настоящим украшением здания вокзала. Давайте и мы рассмотрим, что на них изображено.

Тарелка-медальон восточного фасада Северного речного вокзала.
Одна из тарелок-медальонов восточного фасада Северного речного вокзала

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк. Со стороны набережной от главного портала спускается широкая гранитная лестница, формирующая облик этой стороны здания. Со стороны парка центральный трёхарочный вход располагается на уровне земли. Стены портала здания выполнены из полированного диорита, на колоннах центрального входа расположены майоликовые медальоны (тарелки) с различными сюжетами: главные стройки пятилетки (например, Театр Красной армии, Дворец Советов), Московский метрополитен, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и т. д.

Тарелки-медальоны восточного фасада (1970-1980 гг)
Тарелки-медальоны восточного фасада (1970-1980 гг)

Наталья Яковлевна Данько за работой
Наталья Яковлевна Данько за работой

Все 24 фарфоровых барельефа, каждый диаметром около полутора метров были созданы Натальей Яковлевной Данько, но не лично, а группой художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода, как уже известных, так и недавних студентов Ленинградской Академии художеств, под её руководством.

Наталья Яковлевна оказалась разочарованной в опыте использования фарфора в архитектуре на примере станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Потому, получив в 1937 году заказ на изготовление барельефов для Речного вокзала, она не принимала непосредственного участия в их создании, руководя бригадой художников в качестве ведущего скульптора завода. Что никак не умаляет заслуг Натальи Яковлевны в создании этих барельефов. Согласно легендам, сам великий Рубенс тоже не полностью писал свои картины, ему много помогали ученики. Но лишь прикосновение кисти маэстро превращало картины в шедевры.